Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Что же такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Необходимо ли проводить специальную оценку условий труда?

В силу статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 4 и части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на каждого работодателя.

Поэтому каждая организация независимо от её размеров, отрасли, формы собственности и прочих обстоятельств приходит к специальной оценке условий труда (одни по собственной инициативе, желая полностью соответствовать требованиям законодательства об охране труда — привести в порядок льготы и компенсации работникам, улучшить условия труда, рационально спланировать медицинские осмотры работников и т. д., другие по предписанию, выданному в результате проверки Государственной инспекцией труда, а третьи, желая оптимизировать свои расходы на обязательное социальное страхование — рационально использовать на проведение специальной оценки условий труда часть своих страховых взносов в ФСС и впоследствии получить скидку к страховому тарифу, — подробнее обо всем этом читайте выше).

Для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей за нарушение требований законодательства об охране труда (ст. 5.27. КОАП РФ ), также по решению инспектора возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.

С 1 января 2015 года:

За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 50 000 до 80 000 рублей (ст. 5.27.1. КОАП РФ), а повторно — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей (часть 23 статьи 19.5. КОАП РФ).

В силу Закона Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, скажем в случае необходимости оптимизации льгот и компенсаций, установленных работникам по результатам АРМ. Учитывая отличие специальной оценки условий труда в сторону явного смягчения в этом вопросе для большинства рабочих мест, это станет актуальным и даст возможность сэкономить значительные средства для многих работодателей.

В связи с переходом от аттестации рабочих мест к СОУТ, измерениям и оценкам в ходе специальной оценки условий труда будет подлежать гораздо меньшее количество рабочих мест и вредных факторов на них. Например, имевшие место ранее тотальные измерения уровней шума, параметров световой среды и микроклимата и оценка напряженности, ушли в прошлое. Теперь на большинстве рабочих мест вредных факторов вообще не будет идентифицировано, а будет подлежать декларированию, а на остальных будут измеряться только очень узкие наборы специфических факторов, обусловленных оборудованием, технологией и применяемыми материалами. Пока не накоплена достаточная статистика, мы не можем привести какие-либо средние ориентировочные показатели.
Декларирование соответствия условий труда:

  1. По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;
  2. Оформляется работодателем – регистрируется в ГИТ;
  3. Срок действия  — 5 лет (при отсутствии несчастных случаев – продление 5 лет).